Приветствую Вас, Гость

ВАРИАНТ № 12

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

 

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и потому они не читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее на находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает свое правительство в пользу взаимной, нежнейшей дружбы.

Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную  доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог знает!

(М. Ю. Лермонтов)

 

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B14.

(1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда не придет в голову сравнивать себя со слабым. (3)Зависть сама по себе абсурдна. (4)У нас есть только наша энергия, мы можем ее развить, а можем и не развивать. (5)Другой человек тут совершенно ни при чем. (6)Жизни людей, их возможности, материальное благополучие, комплекция и многое другое отличаются с самого рождения. (7)Видя что-то, что навязывается нам, как идеал, мы хотим тоже стать совершенными. (8)Но для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой. (9)Проблема завистников состоит в том, что они хотят быть не теми, кем являются. (10)Они тратят собственную энергию на бесконечные сравнения, но даже не знают того, на кого равняются. (11)Когда мы говорим об успешном человеке, мы выбираем лишь его фрагменты: ноги, волосы, лицо, деньги, одежду, машину. (12)Завидуя, мы мысленно примеряем на себя все эти атрибуты успешности, не задумываясь о человеке в целом. (13)На самом же деле мы не можем знать, насколько легко досталась кому-то высокооплачиваемая работа, благополучная семейная жизнь или безупречная внешность. (14)Но мы не хотим это понимать. (15)Вся образовательная система построена на соревновательности. (16)Мы с самого рождения привыкаем, что нас оценивают, сравнивая с другими. (17) Мы не замечаем, как перестаем жить своей жизнью, ориентируясь постоянно на то, что кто-то лучше учится, у кого-то более густые волосы, а у кого-то богаче родители... (18)Но даже если решить для себя, что необходимо получить звание «Самого Лучшего» во всем, то логично предположить, что не стоит тратить энергию на постоянные сравнения, как далеко ушли «соперники». (19)Чтобы выбраться из психологического капкана зависти, наверное, не следует постоянно сравнивать свои достижения с достижениями своего соседа или коллеги. (20)В японской национальной культуре чувство зависти в обществе к кому-либо распространено довольно незначительно. (21)Это происходит потому, что в традициях японского воспитания принято сравнивать своего ребенка не с другими, а с самим собой, сколько он смог добиться по сравнению с каким-то прошлым периодом своей жизни. (22)Такой подход не дает развиться чувству зависти, в противоположность другому, когда мы в своей культуре успехи одного человека ставим в укор другому. (23)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (24)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (25)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека.

(Д. С. Лихачев)

 

Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

 

А1 Какая мысль отсутствует в тексте?

1) Завистники хотят быть не теми, кем являются на самом деле.

2) Вся образовательная система построена на соревновательности, и мы привыкаем, что нас сравнивают и оценивают с другими.

3) Зависть – качество, присущее всем разумным людям.

4) Чувство зависти можно сделать источником для своего личного роста.

 

А2 Укажите ряд слов, при помощи которых осуществляется смысловая связь текста.

1) Зависть, богатство, одежда, успех.

2) Душа, доброта, помощь, милосердие.

3) Соревнование, подвиг, доход, укор.

4) Милосердие, разум, доход, занятие.

 

А3 Почему не следует завидовать другим?

1) Потому что быть завистливым – это здорово.

2) Потому что зависть заменяет все на свете.

3) Потому что разумное занятие для достойного человека – зависть.

4) Потому что мы перестаем жить своей жизнью, ориентируясь на достижения других.

 

А4 В каких предложениях есть антонимы?

1) 2.

2) 4.

3) 5.

4) 6.

 

А5 В каком значении употреблено слово абсурдна в предложении 3?

1) Нелепа, бессмысленна.

2) Безумна.

3) Безрассудна.

4) Удивительна.

 

А6 В каком предложении есть фразеологизм?

1) 8.

2) 9.

3) 20.

4) 23.

 

А7 Укажите, какое средство выразительности используется в предложении 25?

1) Антитеза.

2) Анафора.

3) Фразеологизм.

4) Парцелляция.

 

Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В1 Замените слово соперники (предложение 18) синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2 Из предложений 20–23 выпишите слово(-а) с непроизносимой согласной в корне.

 

В3 Из предложений 1–4 выпишите слова, в которых есть неизменяемые на письме приставки.

 

В4 Из предложений 10–13 выпишите слово(-а),в котором(-ых) правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется буква Е, если причастие образовано от глагола I спряжения».

 

В5 В приведенном ниже предложении пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), которая(-ые) обозначает(-ют) знаки препинания, разделяющие однородные члены предложения.

Идя своей дорогой,(1) не оглядываясь на успехи других,(2) не примеривая себе одежды с чужого плеча,(3) сравнивая свои успехи сегодня с теми,(4) что были вчера,(5) человек оказывается неподвластным этому горькому чувству.

 

В6 В приведенном ниже предложении пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), которая(-ые) обозначает(-ют) знак препинания, разделяющий части сложносочиненного предложения.

Они тратят собственную энергию на бесконечные сравнения,(1) но даже не знают того,(2) на кого равняются.

 

В7 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, при помощи которых обозначены знаки препинания, разделяющие главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.

Видя,(1) как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности,(2) напрячь все свои силы,(3) помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – (4) разумное занятие для достойного человека.

 

В8 Из предложения 11 выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы).

 

В9 В предложении 6 найдите словосочетание(-я), построенное(-ые) на основе управления.

 

В10 Среди предложений 16–20 найдите предложение(-я) с обособленными обстоятельствами. Напишите номер(-а) этих предложений.

 

В11 Среди предложений 13–21 найдите сложное предложение, одна из частей которого соединяется с другой бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

 

В12 Сколько грамматических основ в предложении 9?

 

В13 Среди предложений 23–25 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

 

В14 Из предложения 6 выпишите слово(-а) с соединительной гласной в корне.

Примечание. В разработке тестовых заданий принимала участие обучающаяся 9 А класса МОУ СОШ № 49 с углубленным изучением предметов гуманитарного и технического профилей г. Волгограда Ларина Кристина.

 

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны обособленные члены предложения?».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д. С. Лихачева.

Приведите 2 примера из текста, иллюстрирующие разные функции обособленных членов предложения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.