Приветствую Вас, Гость

ВАРИАНТ № 7

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

 

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный: швейцары, приказчики, иногда мелкие служащие или рабочие, часто аляповато-красивые, но подозрительные молодцы, с румяными щеками, тоненькими усиками и наглыми маслянистыми глазками. Невдалеке находился квартал, заполненный домами дешевого разврата. Они господствовали над этою местностью и придавали ей особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного.

Мальчик, на которого чаще всего кричали, назывался Петькой и был самым маленьким из всех служащих в заведении. Другой мальчик, Николка, насчитывал от роду тремя годами больше и скоро должен был перейти в подмастерья. Уже и теперь, когда в парикмахерскую заглядывал посетитель попроще, а подмастерья, в отсутствие хозяина, ленились работать, они посылали Николку стричь и смеялись, что ему приходится подниматься на цыпочки, чтобы видеть волосатый затылок дюжего дворника. Иногда посетитель обижался за испорченные волосы и поднимал крик, тогда подмастерья кричали на Николку, но не всерьез, а только для удовольствия окорначенного простака. Но такие случаи бывали редко, и Николка важничал и держался, как большой: курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал. Вместе с подмастерьями он бегал на соседнюю улицу посмотреть крупную драку, и, когда возвращался оттуда, счастливый и смеющийся, Осип Абрамович давал ему две пощечины: по одной на каждую щеку.

Петьке было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал товарищу. Когда не было посетителей и Прокопий, проводивший где-то бессонные ночи и днем спотыкавшийся от желания спать, приваливался в темном углу за перегородкой, а Михайла читал «Московский листок» и среди описания краж и грабежей искал знакомого имени кого-нибудь из обычных посетителей, – Петька и Николка беседовали. Последний всегда становился добрее, оставаясь вдвоем, и объяснял «мальчику», что значит стричь под польку, бобриком или с пробором.

Иногда они садились на окно, рядом с восковым бюстом женщины, у которой были розовые щеки, стеклянные удивленные глаза и редкие прямые ресницы, – и смотрели на бульвар, где жизнь начиналась с раннего утра. Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, не охлаждающую тень. На всех скамейках сидели мужчины и женщины, грязно и странно одетые, без платков и шапок, как будто они тут и жили и у них не было другого дома. Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему.

(Л. Н. Андреев)

 

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B14.

(1)Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. (2)Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? (3)Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. (4)Ну, а если хотят обидеть? (5)Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? (6)Ведь обида обычно лежит где-то низко, и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять. (7)Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. (8)Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. (9)Вычитайте из  вашего  чувства  обиды  все,  что к вам не относится. (10)Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. (11)Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. (12)До известных пределов, конечно. (13)В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. (14)Будьте умны. (15)Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. (16)На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. (17)Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно. (18)Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? (19)В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. (20)Обид-чивость ведь очень мучительная черта характера.

(Д. С. Лихачев)

 

Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

 

A1 Какое из высказываний содержит ответ на вопрос: «Следует ли опускаться до обиды»?

1) Обида обычно лежит где-то низко, и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

2) Излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности.

3) Обижаться следует только тогда, когда вас хотят обидеть.

4) Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится.

 

A2 Как автор советует вести себя с обидчивыми людьми?

1) Ответить тем же.

2) Выяснить недоразумение.

3) Не обращать на них внимания.

4) Быть особенно внимательными к таким людям.

 

A3 Какие предложения отражают позицию автора?

1) 1, 13, 16.

2) 3, 5, 14.

3) 3, 12, 20.

4) 5, 12, 14.

 

A4 В каком предложении используется метафора?

1) 1.

2) 9.

3) 11.

4) 20.

 

A5 Какое  значение  имеет  слово  опускаться  в  прочитанном  тексте (предложение 5)?

1) Перемещаться в более низкое положение.

2) Перемещаться, оттягиваться вниз.

3) Принимать лежачее положение.

4) Унижаться.

 

A6 Каким членом предложения является слово признак в предложении 13?

1) Подлежащее.

2) Сказуемое.

3) Обстоятельство.

4) Дополнение.

 

A7 Какое средство речевой выразительности использовано автором в предложениях 6–10?

1) Эпитеты.

2) метафора.

3) риторический вопрос.

4) сравнение.

 

Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В1 Замените слово побуждений из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием).

 

В2 Из предложений 10–13 выпишите слова с непроизносимой согласной в корне.

 

В3 Из предложений 14–17 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Приставка НЕ с существительными пишется слитно, если можно подобрать синоним без НЕ».

 

В4 Из предложений 17–20 выпишите причастие, написании которого определяется правилом: «От суффикса прилагательных -ев- следует отличать суффикс -ив- с его производными -лив- и -чив-».

 

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы  все  запятые. Выпишите  цифру(-ы),  обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при обособленном определении.

 

Допустим,(1) что вас обидели из побуждений благородных,(2) – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные,(3) вызвавшие оскорбительное замечание,(4) и т. д.

 

В6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы  все  запятые. Выпишите  цифру(-ы),  обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Это если «обижают» вас,(1) а как быть,(2) когда вы сами можете обидеть другого?

 

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы  все  запятые. Выпишите  цифру(-ы),  обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Произведя в уме некую нужную математическую операцию,(1) вы сможете ответить на обиду с большим достоинством,(2) которое будет тем благороднее,(3) чем меньше значения вы придаете обиде.

 

В8 В предложении 17 найдите  словосочетание со связью примыкание. Запишите его.

 

В9 Выпишите грамматическую основу предложения 20.

 

В10 Среди предложений 12–15 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

 

В11 Среди предложений 9–12 найдите предложение(-я) с обособленным определением. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

 

В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 11.

 

В13 В каком из перечисленных предложений текста одна из частей соединяется с другой бессоюзной связью.

1) 1.

2) 15.

3) 17.

4) 19.

 

В14 Среди предложений 16–20 найдите предложение с вводным словом.

 

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны вводные слова в речи?».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д. С. Лихачева.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции вводных слов.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете тезис Д. С. Лихачева: «Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть».