Приветствую Вас, Гость

ВАРИАНТ № 9

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

После прогулки верхом чай, варенье, сухари и масло показались очень вкусными. Первый стакан все выпили с большим аппетитом и молча, перед вторым же принялись спорить. Споры всякий раз за чаем и за обедом начинала Варя. Ей было уже 23 года, она была хороша собой, красивее Манюси, считалась самою умной и образованной в доме и держала себя солидно, строго, как это и подобало старшей дочери, занявшей в доме место покойной матери. На правах хозяйки она ходила при гостях в блузе, офицеров величала по фамилии, на Манюсю глядела как на девочку и говорила с нею тоном классной дамы. Называла она себя старою девой – значит, была уверена, что выйдет замуж.

Всякий разговор, даже о погоде, она непременно сводила на спор. У нее была какая-то страсть – ловить всех на слове, уличать в противоречии, придираться к фразе. Вы начинаете говорить с ней о чем-нибудь, а она уже пристально смотрит вам в лицо и вдруг перебивает: «Позвольте, позвольте, Петров, третьего дня вы говорили совсем противоположное!».

Или же она насмешливо улыбается и говорит: «Однако, я замечаю, вы начинаете проповедовать принципы третьего отделения. Поздравляю вас».

Если вы сострили или сказали каламбур, тотчас же вы слышите ее голос: «Это старо!» или: «Это плоско!» Если же острит офицер, то она делает презрительную гримасу и говорит: «Арррмейская острота!»

И это «ррр»... выходило у нее так внушительно, что Мушка непременно отвечала ей из-под стула: «ррр... нга-нга-нга»...

Теперь за чаем спор начался с того, что Никитин заговорил о гимназических экзаменах.

– Позвольте, Сергей Васильич, – перебила его Варя. – Вот вы говорите, что ученикам трудно. А кто виноват, позвольте вас спросить? Например, вы задали ученикам VIII класса сочинение на тему: «Пушкин как психолог».

Во-первых, нельзя задавать таких трудных тем, а во-вторых, какой же Пушкин психолог? Ну, Щедрин или, положим, Достоевский – другое дело, а Пушкин великий поэт и больше ничего.

– Щедрин сам по себе, а Пушкин сам по себе, – угрюмо ответил Никитин.

– Я знаю, у вас в гимназии не признают Щедрина, но не в этом дело. Вы скажите мне, какой же Пушкин психолог?

– А то разве не психолог? Извольте, я приведу вам примеры.

И Никитин продекламировал несколько мест из «Онегина», потом из «Бориса Годунова».

– Никакой не вижу тут психологии, – вздохнула Варя. – Психологом называется тот, кто описывает изгибы человеческой души, а это прекрасные стихи и больше ничего.

– Я знаю, какой вам нужно психологии! – обиделся Никитин. – Вам нужно, чтобы кто-нибудь пилил мне тупой пилою палец и чтобы я орал во всё горло, – это, по-вашему, психология.

– Плоско! Однако, вы все-таки не доказали мне: почему же Пушкин психолог?

Когда Никитину приходилось оспаривать то, что казалось ему рутиной, узостью или чем-нибудь вроде этого, то обыкновенно он вскакивал с места, хватал себя обеими руками за голову и начинал со стоном бегать из угла в угол. И теперь то же самое: он вскочил, схватил себя за голову и со стоном прошелся вокруг стола, потом сел поодаль.

За него вступились офицеры. Штабс-капитан Полянский стал уверять Варю, что Пушкин в самом деле психолог, и в доказательство привел два стиха из Лермонтова; поручик Гернет сказал, что если бы Пушкин не был психологом, то ему не поставили бы в Москве памятника.

(А. П. Чехов)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B14.

(1)Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. (2)Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого, как нового. (3)Больше того… (4)Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. (5)Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а, поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек. (6)Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. (7)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!) (8)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (9)Они соблюдали удивительною чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости. (10)Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. (11)Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. (12)А тренировка возможна и необходима в любых условиях.

(Д. С. Лихачев)

Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

А1 Какая мысль отсутствует в тексте?

1) Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью.

2) Интеллигентность – это способность к пониманию.

3) Образованность зависит от интеллигентности.

4) Интеллигентность надо развивать и тренировать.

А2 Какими качествами, по мнению автора, должен непременно обладать интеллигентный человек?

1) Знать классиков литературы.

2) Иметь образование.

3) Знать важнейшие исторические события.

4) Уметь оценивать и понимать другого человека.

А3 Какое утверждение противоречит позиции автора?

1) Человек может быть внутренне интеллигентным, не имея образования.

2) Интеллигентность – умение правильно себя вести с окружающими.

3) Человек, не знающий классиков литературы, их произведения, не является интеллигентным.

4) Интеллигентный человек тот, кто не будет мусорить.

А4 В каком из предложений (8–11) употребляется слово, являющееся синонимом к слову сдержанное?

1) 8.

2) 9.

3) 10.

4) 11.

А5 В каком значении употребляется слово мелочь в предложении 7.

1) Маленькие предметы, мелкие вещи.

2) Некрупные разменные монеты.

3) Мелкая подробность, частность, деталь.

4) Ничтожное обстоятельство, пустяк.

А6 В каком из указанных предложений используется устаревшее слово?

1) 5.

2) 7.

3) 9.

4) 11.

А7 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 2?

1) Сравнение.

2) Олицетворение.

3) Эпитет.

4) Оксюморон.

Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 Замените слово штуковина из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 6–8 выпишите слово с чередующейся гласной корня.

В3 Из предложений 7–11 выпишите слово с приставкой, написание которой определяется правилом: «Приставка НЕ с наречиями пишется слитно, если к слову можно подобрать синоним без НЕ».

В4 Из предложений 4–7 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько же букв Н, сколько и в прилагательном, от которого оно образовано».

В5 В приведенном предложении прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных сказуемых.

Пусть он забыл все на свете,(1) не будет знать классиков литературы,(2) не будет помнить величайшие произведения искусства,(3) забудет важнейшие исторические события,(4) но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям,(5) любовь к приобретению знаний,(6) интерес к истории,(7) эстетическое чутье,(8) сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины»,(9) сделанной,(10) только чтобы удивить,(11) если он сможет восхититься красотой природы,(12) понять характер и индивидуальность другого человека,(13) войти в его положение,(14) а,(15) поняв другого человека,(16) помочь ему,(17) не проявит грубости,(18) равнодушия,(19) злорадства,(20) зависти,(21) а оценит другого по достоинству,(22) если он проявит уважение к культуре прошлого,(23) навыки воспитанного человека,(24) ответственность в решении нравственных вопросов,(25) богатство и точность своего языка (26) – разговорного и письменного,(27) – вот это и будет интеллигентный человек.

В6 В приведенных ниже предложениях прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Пусть он забыл все на свете,(1) не будет знать классиков литературы,(2) не будет помнить величайшие произведения искусства,(3) забудет важнейшие исторические события,(4) но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям,(5) любовь к приобретению знаний,(6) интерес к истории,(7) эстетическое чутье,(8) сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины»,(9) сделанной,(10) только чтобы удивить,(11) если он сможет восхититься красотой природы,(12) понять характер и индивидуальность другого человека,(13) войти в его положение,(14) а,(15) поняв другого человека,(16) помочь ему,(17) не проявит грубости,(18) равнодушия,(19) злорадства,(20) зависти,(21) а оценит другого по достоинству,(22) если он проявит уважение к культуре прошлого,(23) навыки воспитанного человека,(24) ответственность в решении нравственных вопросов,(25) богатство и точность своего языка (26) – разговорного и письменного,(27) – вот это и будет интеллигентный человек.

В7 В приведенных ниже предложениях прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Пусть он забыл все на свете,(1) не будет знать классиков литературы,(2) не будет помнить величайшие произведения искусства,(3) забудет важнейшие исторические события,(4) но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям,(5) любовь к приобретению знаний,(6) интерес к истории,(7) эстетическое чутье,(8) сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины»,(9) сделанной,(10) только чтобы удивить,(11) если он сможет восхититься красотой природы,(12) понять характер и индивидуальность другого человека,(13) войти в его положение,(14) а,(15) поняв другого человека,(16) помочь ему,(17) не проявит грубости,(18) равнодушия,(19) злорадства,(20) зависти,(21) а оценит другого по достоинству,(22) если он проявит уважение к культуре прошлого,(23) навыки воспитанного человека,(24) ответственность в решении нравственных вопросов,(25) богатство и точность своего языка (26) – разговорного и письменного,(27) – вот это и будет интеллигентный человек.

В8 Из предложения 11 выпишите словосочетание со связью согласование.

В9 Выпишите грамматическую основу предложения 7.

В10 Из предложения 5 выпишите обособленное обстоятельство.

В11 Среди предложений 5–7 найдите предложение со вставной конструкцией. Напишите номер этого предложения.

В12 Среди предложений 3–6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В13 Среди предложений 1–5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14 Среди предложений 4–10 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

Примечание. В разработке тестовых заданий принимала участие обучающаяся 9 А класса МОУ СОШ № 49 с углубленным изучением предметов гуманитарного и технического профилей г. Волгограда Попова Наталья.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания при однородных членах?».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д. С. Лихачева.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.