Приветствую Вас, Гость

ВАРИАНТ № 10

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

 

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

«...У каждого времени есть свой вербальный вирус, нечто вроде лихорадки на губе. У нашего поколения это словечко «как бы». Все реже человек говорит, все чаще – как бы хочет сказать...» – это слова одного из замечательных современных поэтов Сергея Соловьева. Символом нашей культурной эпохи называет «как бы» и тонкий критик Владимир Новиков, замечая, что это – «словечко-паразит, обитающее исключительно в интеллигентских языковых организмах». Попробуем с этим «как бы» разобраться.

Вообще-то, частица «как бы» должна относиться ко всему «условно-предположительному» в ситуации сравнения одного с другим – так это определяет словарь Ожегова–Шведовой. Вот, например, у Ф. Тютчева «весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом» – здесь все понятно, гром описан как расшалившийся ребенок... Но в разговорной речи многие из нас сталкиваются с формулировками вроде: «Я как бы хотел тебе позвонить, но потом как бы закрутился...» И тогда возникают сомнения: так все же хотел позвонить или выдает за действительное желаемое?

Одна из постоянных слушательниц программы, которая идет на радиостанции «Эхо Москвы», призналась: «Я два года не была в России, сейчас мне так странно, особенно от молодежи, слышать слово «как бы». Оно означает «как будто бы». Но они говорят так: «Я как бы пошел (или пошла) на работу...»

Получается не совсем «на работу»... То есть – якобы пошел на работу, а на самом деле... Не думаю, что человек сознательно ставит под сомнение правдивость своих слов или не понимает, что же с ним на самом деле происходит. И фраза звучит комически. В принципе, над такими «высказываниями» только и остается, что смеяться сквозь слезы, как это когда-то сделал В. Войнович в ответ на откровения одной актрисы: бедняжка сказала, что «вышла замуж и как бы счастлива», а писатель мысленно посоветовал ей... немедленно разводиться.

В разговорной речи «как бы» указывает на неточность формулировки, в сущности – это вариация на тему «так сказать», которое тоже в свое время «вставляли через слово». Не будем искать виноватых, лучше попробуем придумать, что с этим «паразитом» делать. Одни считают, что призывать к избавлению от лишних и заведомо бессмысленных слов наивно. Другие советуют попытаться для начала вытеснить «как бы» чем-то дру-
гим – например, оборотом «если можно так сказать». Но мне кажется, нужно просто задуматься: что же на самом деле, а не «как бы» сказано? И это «как бы» само из речи уйдет.

(по материалам О. Северской.)

 

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B14.

(1)Есть много книг о «хороших манерах». (2)Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. (3)Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. (4)Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. (5)Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, не нужно. (6)Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. (7)Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее. (8)В чем же дело? (9)Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? (10)Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все? (11)В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. (12)Надо уметь не мешать друг другу. (13)Поэтому не надо шуметь. (14)От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. (15)Например, за столом во время еды. (16) Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. (17)И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. (18)Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. (19)Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. (20) Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. (21) Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. (22)Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. (23)Ибо любая красота не утомляет. (24)Она «социальна». (25) И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. (26) Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. (27)Своим поведением вы выявляете свою суть. (28)Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. (29)Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. (30)А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

(Д. С. Лихачев)

 

Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

 

А1 Какая мысль отсутствует в тексте?

1) Есть много книг о «хороших манерах».

2)Чтобы воспитать хорошие манеры, надо запомнить сотни правил.

3) Манеры, все поведение должно быть сдержанным и красивым.

4) В основе всех хороших манер лежит забота.

 

А2 Укажите ряд слов, при помощи которых осуществляется смысловая связь текста.

1) Манеры, забота, красота, уважение.

2) Душа, доброта, помощь, милосердие.

3) Шум, вилка, локти, анекдоты.

4) Милосердие, разум, мир, находчивость.

 

А3 Как автор отвечает на вопрос: «В чем смысл хороших манер»?

1) В этом сказывается уважение к другим.

2) Это собрание правил.

3) Человек хорошими манерами может прикрыть дурные поступки.

4) Своими манерами, поведением человек выявляет свою суть.

 

А4 В каком предложении есть антонимы?

1) 5.

2) 6.

3) 22.

4) 29.

 

А5 В каком значении употреблено слово фальшиво в предложении 5?

1) поддельный, не настоящий.

2) Неискренний, притворный, лицемерный.

3) Неестественный, неправильный.

4) Искажаемый при музыкальном, вокальном исполнении.

 

А6 В каком предложении есть фразеологизм?

1) 8.

2) 14.

3) 19.

4) 22.

 

А7 Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях 8–9.

1) Антитеза.

2) Анафора.

3) Градация.

4) Риторический вопрос.

 

Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В1 Замените слово поверхностное (предложение 26) синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2 Из предложений 26–28 выпишите слово(-а) с непроизносимой согласной в корне.

 

В3 Из предложений 1–4 выпишите слова, в которых есть неизменяемые на письме приставки.

 

В4 Из предложения 7 выпишите слово(-а),в котором(-ых) правописание суффикса определяется правилом: «Сравнительная степень имен прилагательных образуется с помощью суффикса -ЕЕ-».

 

В5 В приведенном предложении прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных сказуемых.

Поэтому не надо  чавкать,(1)  не  надо звонко класть вилку на тарелку,(2) с шумом втягивать в себя суп,(3) громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом,(4) чтобы у соседей не было опасений.

 

В6 В приведенном предложении прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите цифру, которая обозначает знаки препинания, разделяющие части сложносочиненного предложения.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними,(1) но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше,(2) жить удобнее и красивее.

 

В7 Сколько грамматических основ в предложении 11?

 

В8 Из предложения 11 выпишите словосочетание(-я) со связью согласование.

 

В9 Из предложения 12 выпишите грамматическую основу.

 

В10 Среди предложений 16–20 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

В11 Среди предложений 1–4 найдите предложение(-я) с вводными конструкциями. Напишите номер этого(-их) предложения(-й).

 

В12 Среди предложений 26–28 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Напишите номер этого предложения.

В13 Среди предложений 13–15 найдите сложное предложение, одна из частей которого соединяется с другой бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

 

В14 Среди предложений 17–20 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.


Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение: «Чем отличаются вводные слова от «слов-паразитов»?».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д. С. Лихачева.

Приведите 2 примера из текста, иллюстрирующие вашу точку зрения на заявленную проблему.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл тезиса Д. С. Лихачева: «Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.