Приветствую Вас, Гость

ВАРИАНТ № 11

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

 

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос). Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(Д. С. Лихачев)

 

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B14.

(1)Как только люди стали жить вместе, появилась потребность в правилах мирного сосуществования. (2)Стремление обозначить нормы поведения в обществе наблюдалось еще в Древнем Египте, Греции и Риме. (3)Главную роль играл дипломатический этикет – важное условие мира между государствами. (4)Затем возник придворный этикет: сложные торжественные церемонии. (5)Потом формируется гражданский этикет: правила поведения в повседневной жизни. (6)Отношения полов, высших и низших слоев общества были строго регламентированы. (7)Нарушить этикет означало исключить себя из своей социальной группы. (8)Первой книгой по этикету принято считать «Дисциплину клерикалис», составленную в начале XIII века испанским священником Педро Альфонсо. (9)На ее основе выросли правила поведения в Англии, Франции, Германии. (10)Однако истинное облагораживание нравов в Европе началось с Италии. (11)Эпоха Возрождения изменила нравы и манеры, а люди начали интересоваться искусством, модой и друг другом. (12)Россия до XVIII века руководствовалась сводом правил «Домострой», в основе которого лежали строгое сословное деление, подчинение младших старшим, низших высшим. (13)С эпохой Петра I появились европейские нормы поведения, отраженные в книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». (14)До Октябрьской революции европейские обычаи парадоксально сочетались с патриархальными порядками, составляя довольно живописную картину (хорошо представленную в пьесах Островского). (15)Советская эпоха добросовестно искоренила само понятие этикета, заменив его абстрактным «Кодексом строителя коммунизма» и правилами коммунального общежития. (16)Сегодня этикет – условное обозначение для поведения в повседневной жизни. (17)Этикет заполняет наше общение дома, на улице, в Интернете, буквально – везде. (18)На любое действие существует рекомендация, как сделать его правильнее. (19)В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы люди чувствовали себя хорошо вместе. (20)Этикет – не что иное, как умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого бы то ни было.

(Д. С. Лихачев)

 

Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

 

А1 Какая мысль отсутствует в тексте?

1) Дипломатический этикет – важное условие мира между государствами.

2) С эпохой Петра I появились европейские нормы поведения.

3) В пьесах Островского представлены европейские нормы поведения.

4) Эпоха Возрождения изменила нравы и манеры.

 

А2 Какие качества, по  мнению автора, лежат в основе хороших манер?

1) Знание правил коммунального общежития.

2) Забота о том, чтобы люди чувствовали себя хорошо вместе.

3) Знание важнейших исторических событий.

4) Умение держать себя в обществе.

 

А3 Какое утверждение противоречит позиции автора?

1) На любое действие не существует рекомендация.

2) Стремление обозначить нормы поведения в обществе наблюдалось еще в Древнем Египте.

3) Этикет заполняет наше общение везде.

4) В основе всех хороших манер лежит забота об окружающих.

 

А4 В каком из предложений (5–12) употребляется слово, являющееся синонимом к слову отрегулирован?

1) 6.

2) 9.

3) 10.

4) 12.

 

А5 В каком значении употребляется слово общежитие в предложении 15?

1) помещение для совместного проживания людей.

2) общественная среда.

3) нормы общественной жизни.

4) общее жилье.

 

А6 В каком из указанных предложений используется устаревшее слово?

1) 10.

2) 13. 

3) 15. 

4) 20.

 

А7 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 3–5.

1) Ряды однородных членов.

2) Лексический повтор.

3) Синтаксический параллелизм.

4) Оксюморон.

 

Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В1 Замените слово парадоксально из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2 Из предложений 6–8 выпишите слова с чередующейся гласной корня.

 

В3 Из предложений 16–20 выпишите слово с приставкой, написание которой определяется правилом: «Приставка НИ с местоимениями пишется слитно, если между приставкой и местоимением нет предлога».

 

В4 Из предложений 11–13 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В причастиях совершенного вида пишется две буквы НН».

 

В5 В приведенном предложении прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных подлежащих.

Россия до XVIII  века  руководствовалась  сводом правил «Домострой»,(1) в основе которого лежали строгое сословное деление,(2) подчинение младших старшим,(3) низших высшим.

 

В6 В приведенных ниже предложениях прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Эпоха Возрождения изменила нравы и манеры,(1) а люди начали интересоваться искусством,(2) модой и друг другом.

 

В7 В приведенных ниже предложениях прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Россия до XVIII века руководствовалась  сводом  правил «Домострой»,(1) в основе которого лежали строгое сословное деление,(2) подчинение младших старшим,(3) низших высшим.

 

В8 Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью управление.

 

В9 Выпишите грамматическую основу предложения 16.

 

В10 Из предложения 12–14 выпишите обособленное обстоятельство.

 

В11 Среди предложений 12–16 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

 

В12 Среди предложений 15–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

 

В13 Среди предложений 15–18 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

 

В14 Среди предложений 18–20 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия. Напишите номер этого предложения.

 

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д. С. Лихачева.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы люди чувствовали себя хорошо вместе. Этикет – не что иное, как умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого бы то ни было».

Приведите в сочинении два аргумента  из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.