Приветствую Вас, Гость

ВАРИАНТ № 13

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

 

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уж был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса; мы вышли из сакли. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня.

Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром – чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять. Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитой в их ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли... Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.

(М. Ю. Лермонтов)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B14.

(1)«Пуля стрелка миновала…» (2)Услышавший такую фразу может подумать, что кто-то хотел убить стрелка, но пуля, к счастью, пролетела мимо... (3)Правда, у тех, кто вспомнит слова из песни «Славное море, священный Байкал», смысл цитированной фразы не вызовет сомнения: беглеца «в дебрях не тронул прожорливый зверь, пуля стрелка миновала». (4)Контекст часто помогает уточнить значение подобных конструкций. (5)Встречая в статье о В. Г. Белинском словосочетание «критика Белинского», мы понимаем, что имеются в виду его произведения, а не критические выпады против самого Виссариона Григорьевича. (6)Сочетание «портреты Репина» тоже не кажется нам двусмысленным, так как мы знаем И. Е. Репина как великого портретиста... (7)Но ведь и другой художник мог рисовать его. (8)В этом случае правильнее будет сказать «портрет Репина». (9)Подобные двусмысленные словосочетания возникают при так называемом слабом управлении, когда связь между словами не вытекает из лексико-грамматической природы главного слова. (10)Д. Э. Розенталь в «Практической стилистике русского языка» указывал на «своеобразные варианты с различным содержанием», приводя примеры: «Приказали им доставить топливо» (они получили приказ или в результате приказа им доставят топливо?)». В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют» (работы подобного рода или цифровые данные?); «После возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы» (рукопись вернули  в  редакцию или  в редакцию поступили новые материалы?). (11)Чтобы прояснить смысл таких фраз, можно изменить порядок слов: «Им приказали доставить топливо»; «Подобные цифровые данные отсутствуют в других таких работах»; «Новые материалы поступили уже после возвращения рукописи в редакцию» (или: Новые материалы в редакцию поступили уже после возвращения рукописи). (12)В иных случаях приходится отказаться от неясной конструкции, выразив мысль по-другому: «Портреты кисти Репина» или «Портреты Репина, написанные кем-то». (13)Такие речевые ошибки на управление, как их называют специалисты и как вы помните по школе, не редкость. (14)Мы не только не замечаем двусмысленности выражений типа «Учителю нужно было еще многое объяснить», но и говорим еще более странные вещи, например: «Пожар произошел благодаря сторожу» (можно ли его за это благодарить?); «Эта отрасль производства отстает в силу слабого руководства» (слабое оказывается сильным?). (15)В подобных высказываниях предлоги неожиданно проявляют свое первичное значение, так как их связь с соответствующими словами еще не совсем забыта. (16)Такого рода обмолвки можно встретить и у писателей, например: «Связь с людьми потеряна благодаря последним арестам» (Максим Горький); «С войны он вернулся почти оглохшим, благодаря осколку гранаты, с больной ногой» (А. И. Куприн). (17)Однако в этом случае им не следует подражать. (18)Русский синтаксис богат близкими по значению конструкциями, поэтому вместо вызывающего сомнения предлога «благодаря» можно употребить – из-за. (19)Он заменит и другие предлоги, в которых иногда проявляется их первичное значение: (в силу слабого руководства – из-за слабого руководства; ввиду болезни – из-за болезни). (20)Для выражения причины лучше использовать такие предлоги, как: ввиду, вследствие, в силу, в связи с, из-за, по причине и другие. (21)При этом нельзя не учитывать оттенки их значения: «Ввиду возможного наводнения следует предпринять меры», но – «Вследствие всепоглощающего пожара погибло имущество» и т. д.

(По материалам публицистики.)

 

Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

 

А1 Какая мысль отсутствует в тесте?

 

1) Контекст часто помогает уточнить значение двусмысленных конструкций.

2) В иных случаях приходится выразить мысль по-другому.

3) Можно не учитывать первичное значение производных предлогов.

4) Двусмысленные словосочетания возникают при слабом управлении.

 

А2 Примеры слабого управления приводит:

1) В. Г. Белинский.

2) Д. Э. Розенталь.

3) М. Горький.

4) А. И. Куприн.

 

А3 В каком предложении текста более полно отражена основная мысль?

1) 4.

2) 6.

3) 13.

4) 14.

 

А4 Укажите номер предложения, в котором есть синоним к слову прожорливый (предложение 3).

1) 5.

2) 10.

3) 12.

4) 21.

 

А5 В каком значении употреблено слово связь в предложении 16?

1) Общность, взаимопонимание, внутреннее единство.

2) Возможность общения с кем-либо.

3) Последовательность, согласованность, стройность.

4) Средства, с помощью которых осуществляется общение на расстоянии.

 

А6 В каких предложениях используются термины?

1) 2.

2) 3.

3) 6.

4) 9.

 

А7 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 9.

1) антитеза.

2) эпитет.

3) метафора.

4) сравнение.

 

Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В1 Замените слово двусмысленный из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом или синонимичным словосочетанием. Напишите этот синоним.

 

В2 Из предложений 4–6 выпишите слово(-а) с чередующей безударной гласной в корне.

 

В3 Из предложений 6–9 выпишите слова с приставками, неизменяющимися на письме.

 

В4 В предложениях 14–17 найдите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах наречия пишется столько же букв Н, сколько  в  прилагательном, от которого оно образовано».

 

В5 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при вводном слове.

Услышавший такую фразу может подумать,(1) что кто-то хотел убить стрелка,(2) но пуля,(3) к счастью,(4) пролетела мимо…

 

В6  Выпишите  цифру(-ы), обозначающую(-ие) сочинительную связь (знаки препинания не расставлены).

Такие речевые ошибки на управление (1) как их называют специалисты (2) и как вы помните по школе (3) не редкость.

 

В7 В приведенном ниже предложении пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.

Правда,(1) у тех,(2) кто вспомнит слова из песни «Славное море, священный Байкал»,(3) смысл цитированной фразы не вызовет сомнения: (4) беглеца «в дебрях не тронул прожорливый зверь,(5) пуля стрелка миновала».

В8 Замените словосочетание цифровые данные из предложения 11, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием, построенным на основе подчинительной связи управление. Запишите это словосочетание.

 

В9 Выпишите грамматическую основу главной части предложения 6.

 

В10 Среди предложений 15–19 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

 

В11 Сколько грамматических основ в предложении 18?

 

В12 Среди предложений 1–4 найдите сложное предложение, одна из частей которого соединяется с другой бессоюзной связью. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

 

В13 Среди предложений 11–15 найдите сложное предложение с однородными  придаточными. Напишите  номер(-а)  этого(-их)  предложения(-й).

 

В14 Среди предложений 18–20 найдите сложное предложение с придаточным  определительным. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

 

Примечание. В разработке тестовых заданий принимала участие обучающаяся 9 А класса МОУ СОШ № 49 с углубленным изучением предметов гуманитарного и технического профилей г. Волгограда Кузина Валерия.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно не допускать ошибок в управлении?».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст части 2.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции управления в предложении и словосочетании.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения д