Приветствую Вас, Гость

ВАРИАНТ № 2

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

 

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Доезжачий, прозывавшийся Турка, на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке, с огромным рогом за плечами и ножом на поясе, ехал впереди всех. По мрачной и свирепой наружности этого человека скорее можно было подумать, что он едет на смертный бой, чем на охоту. Около задних ног его лошади пестрым, волнующимся клубком бежали сомкнутые гончие. Жалко было видеть, какая участь постигала ту несчастную, которой вздумывалось отстать. Ей надо было с большими усилиями перетянуть свою подругу, и когда она достигала этого, один из выжлятников, ехавших сзади, непременно хлопал по ней арапником, приговаривая: «В кучу!» Выехав за ворота, папа велел охотникам и нам ехать по дороге, а сам повернул в ржаное поле.

Хлебная уборка была во всем разгаре. Необозримое блестяще-желтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом, который тогда казался мне самым отдаленным, таинственным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны. Все поле было покрыто копнами и народом. В высокой густой ржи виднелись кой-где на выжатой полосе согнутая спина жницы, взмах колосьев, когда она перекладывала их между пальцев, женщина в тени, нагнувшаяся над люлькой, и разбросанные снопы по усеянному васильками жнивью. В другой стороне мужики в одних рубахах, стоя на телегах, накладывали копны и пылили по сухому, раскаленному полю. Староста, в сапогах и армяке внакидку, с бирками в руке, издалека заметив папа, снял свою поярковую шляпу, утирал рыжую голову и бороду полотенцем и покрикивал на баб. Рыженькая лошадка, на которой ехал папа, шла легкой, игривой ходой, изредка опуская голову к груди, вытягивая поводья и смахивая густым хвостом оводов и мух, которые жадно лепились на нее. Две борзые собаки, напряженно загнув хвост серпом и высоко поднимая ноги, грациозно перепрыгивали по высокому жнивью, за ногами лошади; Милка бежала впереди и, загнув голову, ожидала прикормки. Говор народа, топот лошадей и телег, веселый свист перепелов, жужжание насекомых, которые неподвижными стаями вились в воздухе, запах полыни, соломы и лошадиного пота, тысячи различных цветов и теней, которые разливало палящее солнце по светло-желтому жнивью, синей дали леса и бело-лиловым облакам, белые паутины, которые носились в воздухе или ложились по жнивью, – все это я видел, слышал и чувствовал.

Подъехав к Калиновому лесу, мы нашли линейку уже там и, сверх всякого ожидания, еще телегу в одну лошадь, на середине которой сидел буфетчик. Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки. Нельзя было ошибиться: это был чай на чистом воздухе, мороженое и фрукты. При виде телеги мы изъявили шумную радость, потому что пить чай в лесу на траве и вообще на таком месте, на котором никто и никогда не пивал чаю, считалось большим наслаждением.

(Л. Н. Толстой)

 

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B14.

(1)Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. (2)От настоящего не останется ничего… (3)А на самом деле оказалось все иначе. (4)Мои сверстники остались со мной. (5)Не все, конечно: многих унесла смерть. (6)И все же друзья молодости, те, с кем вместе росли и учились, оказались самыми верными, всегдашними. (7)Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. (8)Подлинные друзья приобретаются в молодости. (9)Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. (10)У отца друзья были его сокурсники по институту. (11)И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. (12)Молодость – это время сближения. (13)И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. (14)В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. (15)Неразделенная радость – не радость. (16)Человека портит счастье, если он переживает его один. (17)Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. (18)Горе человеку, если он один. (19)Поэтому берегите молодость до глубокой старости. (20)Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. (21)Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. (22)Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. (23)Навыки в труде – тоже. (24) Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. (25) А как это важно для человеческого счастья! (26) Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… (27)Как в молодости, так и в старости. (28)Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят. (29)И еще. (30)Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». (31)В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. (32)Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

(Д. С. Лихачев)

 

Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

 

А1 Почему автор считает, что «подлинные друзья приобретаются в молодости»?

1) Потому что молодость – это время сближения.

2) Потому что пожилые люди не должны дружить.

3) Потому что настоящая дружба очень помогает и в горе
и в радости.

4) Потому что друзья должны вести активный образ жизни.

 

А2 В каком предложении заключается основная мысль текста?

1) 2.

2) 11.

3) 17.

4) 21.           

 

А3 В каком из высказываний, приведенных ниже, содержится ответ на вопрос «Почему горе человеку, если он один»?

1) Потому что подлинные друзья приобретаются в молодости.

2) Потому что человек так устроен.

3) Потому что и в радости, и в пору утрат человек нуждается в поддержке друзей.

4) Потому что одному трудно справляться с повседневными заботами.

 

А4 Какое значение имеет слово круг в прочитанном тексте (предложение № 7)?

1) геометрическая фигура.

2) группа единомышленников.

3) хоровод.

4) следы на поверхности воды.

 

А5 В каком предложении текста указана причина необходимости беречь друзей?

1) 6.

2) 8.

3) 13.

4) 28.

 

А6 Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в переносном значении.

1) другие люди (предложение 1).

2) унесла смерть (предложение 5).

3) подлинные друзья (предложение 8).

4) неразделенная радость (предложение 15).

 

А7 В каком варианте ответа указаны все средства речевой выразительности, используемые автором в предложениях 19–24?

1) риторическое восклицание, эпитеты.

2) однородные члены, метафора.

3) литота, градация.

4) антоним, сравнение.

 

Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В1 Замените слово всегдашними (предложение 6) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2 Из предложений 3–7 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

 

В3 Из предложений 7–10 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Приставка ПРИ- придает слову значение присоединения, приближения, близости».

 

В4 Из предложений 19–22 выпишите причастие, написании которого определяется правилом: «Причастия, образованные от глаголов совершенного вида с приставкой, пишутся с двумя буквами НН».

 

В5 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы  все  запятые. Выпишите  цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при однородных членах.

В радости ведь тоже нужна помощь:(1) помощь,(2) чтобы ощутить счастье до глубины души,(3) ощутить и поделиться им.

 

В6 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы  все  запятые. Выпишите  цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) в сложносочиненном(-ых) предложении.

Когда я учился в школе,(1) а потом в университете, мне казалось,(2) что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке,(3) как бы в ином мире,(4) и меня будут окружать совсем другие люди.

 

В7 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчиненного предложения.

В радости ведь тоже нужна помощь:(1) помощь,(2) чтобы ощутить счастье до глубины души,(3) ощутить и поделиться им.

 

В8 Из предложения 8 выпишите словосочетание(-ия), построенное(-ые) на основе подчинительной связи управление.

 

В9 Выпишите грамматическую основу предложения 32.

 

В10 Среди предложений 21–24 найдите предложение(-я) с обособленным(и) согласованным(и) определением(-ями). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

 

В11 Среди предложений 3–7 найдите предложение(-я) с вводным(-и) словом(-ами). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

 

В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 20.

 

В13 Среди предложений 5–14 найдите предложения с бессоюзной связью.

 

В14 В предложениях 1–7 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.

  

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем в тексте нужны однородные члены предложения?».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д. С. Лихачева.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции однородных членов предложения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят…».

Приведите var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }