Приветствую Вас, Гость

ВАРИАНТ № 4

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

 

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

На книжном посту

Есть люди, которые, не принимая активного участия ни в литературе, ни в науке, ни в общественной жизни, имеют, тем не менее, большое влияние на все эти области человеческой культуры в своей стране, способствуя появлению литературных и научных трудов, распространяя их в обществе и тем самым развивая так или иначе интерес к ним в широких кругах интеллигенции.

К таким людям следует причислить Маврикия Осиповича Вольфа. Он не был ни писателем, ни ученым, ни общественным деятелем. Он был только издателем и книготорговцем. Но и как издатель, и как организатор книжной торговли он сыграл незаметную лишь на первый взгляд, а на самом деле очень важную роль в русской жизни. Целых 43 года Маврикий Вольф, в буквальном смысле слова, стоял на книжном посту, целых 43 года провел он среди книг и писателей. За эти 43 года он перевидал и перезнакомился почти со всеми представителями литературы и науки своего времени; он был тесно знаком с писателями самых различных лагерей, обменивался взглядами по вопросам, касающимся книг, со всеми общественными и государственными деятелями, превосходно знал вкусы большинства из них, был поставщиком духовной пищи значительной части русского интеллигентного общества, а иногда и непосредственным советчиком в выборе книг для чтения; он, наконец, постоянно общался со всей читающей Россией. В то же время он являлся, до известной степени, кормильцем большого числа тружеников пера, был предтечей тех десятков и сотен издателей, которые за последние годы XIX века весьма оживили русское книжное дело, дали могучий толчок книгоизданию. Своим примером, своей деятельностью он показал, что книжное дело в России может стать видной отраслью промышленности, сохраняя в то же время и свое высокое культурно-общественное значение. По мнению И. С. Тургенева, Вольф как  издатель  имел величайшие заслуги перед русской литературой (он писал об этом в одном из своих писем в 1879 г.).

Если верно положение, что литература обязана помнить тех, кто создал ее, то, несомненно, она обязана помнить и тех, кто так или иначе способствовал появлению и распространению литературных и научных произведений. А разве деятельный издатель, с одной стороны, и пользующийся большой популярностью книготорговец, с другой – не способствуют один – появлению, другой – распространению литературы?

Большинство петербургских литераторов частенько заходило в книжный магазин Вольфа побеседовать с «Маврикием Осиповичем», узнать о новостях литературного мира за границей, осведомиться об успехе тех или других книг или просто потолковать с опытным книготорговцем и издателем. Постепенно эти посещения литераторов приняли характер постоянных собраний. Многие писатели назначали друг другу свидания у Вольфа, многие вели здесь длинные споры по литературным вопросам – и мало-помалу книжный магазин Вольфа превратился в своеобразный литературный центр Петербурга.

(По материалам С. Протасова.)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B14.

(1)Этажи заботы. (2)Забота скрепляет отношения между людьми. (3)Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны. (4)Проследите жизнь человека. (5)Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем). (6)Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. (7)Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. (8)Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. (9)Ягоды, грибы любят собирать и девочки. (10)И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. (11) Несут домой, заготавливают на зиму. (12)Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране… (13)Забота ширится и становится все более альтруистичной. (14)За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. (15)И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. (16)Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. (17)Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. (18)Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. (19)Человек должен быть заботлив. (20)Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

(Д. С. Лихачев)

 

Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

 

А1 Для чего человек, по мнению автора, должен быть заботлив?

1) Потому что незаботливые люди – недобрые.

2) Чтобы о нем, в свою очередь, заботились другие.

3) Потому что забота объединяет людей, крепит память
о прошлом и направлена целиком на будущее.

4) Чтобы казаться лучше, чем все остальные.

 

А2 В каком предложении автор высказывает своё мнение о том, зачем люди заботятся друг о друге?

1) 2.

2) 7.

3) 8.

4) 14.

 

А3 Почему автор употребляет метафору «этажи заботы»?

1) Забота скрепляет отношения между людьми.

2) Сначала о ребенке заботятся родители, потом он начинает проявлять заботу о семье, школе, о своем селе, городе и стране.

3) Автор хочет показать, что умеет пользоваться метафорами.

4) Чтобы сделать текст более выразительным.

 

А4 Какое значение имеет слово альтруистичный в прочитанном тексте (предложение 13)?

1) Бескорыстный.

2) Важный.

3) Частый.

4) Гуманный.

 

А5 В каком предложении автор использует градацию?

1) 3.

2) 7.

3) 9.

4) 17.

 

А6 В каком предложении используются контекстные синонимы?

1) 8.

2) 12.

3) 18.

4) 20.

 

А7 В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные в предложениях 3–7?

1) Сравнение, аллегория.

2) Анафора, антитеза.

3) Однородные члены, градация.

4) Инверсия, метафора.

 

Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В1 Замените слово абстрактной из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

В2 Из предложений 8–12 выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова.

 

В3 Из предложений 16–20 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З-, С-, перед глухим согласным пишется буква С, перед звонким – З».

 

В4 Из предложений 10–17 выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В кратких причастиях пишется одна буква Н».

 

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы  все  запятые. Выпишите  цифру(-ы),  обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье,(1) но и о школе,(2) куда поместила их забота родительская,(3) о своем селе,(4) городе и стране…

 

В6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы  все  запятые.  Выпишите цифру(-ы),  обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Человек рождается,(1) и первая забота о нем – матери;(2) постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была,(3) но была до известной степени «абстрактной» – (4)к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

 

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы  все  запятые. Выпишите  цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье,(1) но и о школе,(2) куда поместила их забота родительская,(3) о своем селе,(4) городе и стране…

 

В8 Найдите в предложении 7 словосочетание(-я) со связью примыкание. Выпишите его(их).

 

В9 Из предложения 19 выпишите грамматическую основу.

 

В10 Среди предложений 7–15 найдите предложение с необособленным согласованным нераспространенным определением. Напишите номер этого предложения.

 

В11 Среди предложений 11–14 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

 

В13 Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение, одна из частей которого соединяется с другой бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

 

В14 Среди предложений 12–15 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным. Напишите номер этого предложения.

 

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

 

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем в тексте нужна парцелляция?».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д. С. Лихачева.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции парцелляции в речи.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.