Приветствую Вас, Гость

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.

Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень...

А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями...

Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя.

Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях...

С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень...

Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты...

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

– Что, умираешь?

– Да, умираю! – ответил Сокол, вздохнув глубоко. – Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!

– Ну что же – небо? – пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!

Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.

И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...»

Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами...

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:

– О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..

А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!..»

И предложил он свободной птице: «А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии».

И дрогнул Сокол, и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.

И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и – вниз скатился.

И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья...

Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.

А волны моря с печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве...

В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.

И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.

– А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.

Сказал и – сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.

Рожденный ползать – летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся...

– Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она – в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я видел небо... Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье – землей живу я.

И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.

Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.

В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:

«Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых – вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью... Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Безумству храбрых поем мы песню!..»

(М. Горький)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B14.

(1)Каждый человек живёт по своим определённым принципам и законам. (2)У каждого есть своя цель, свой смысл жизни, которые необходимо понимать и уважать. (3)Законом моей жизни является умение прощать. (4)Да, это очень сложно, и порой на это уходят целые годы раздумий, ведь нужно суметь перебороть себя, своё самолюбие и эгоизм, но жизнь от этого не становится хуже, а наоборот, преображается и делается более яркой. (5)Мне хотелось бы рассказать о значимости этого закона для каждого из нас, а также убедить моих читателей в том, что именно руководствуясь им, мы сумеем изменить нашу жизнь в лучшую сторону. (6)Перед нами человек. (7)Его жизнь удивительна и непредсказуема. (8)В ней всегда найдётся место радости и печали, пониманию и обидам, похвале и критике, верности и предательству. (9)Ему нередко приходится претерпевать оскорбления и унижения. (10)Порой это оставляет, казалось бы, неизгладимый след в его жизни. (11)Люди, которых он некогда уважал, которым он доверял, могут оказаться лицемерными и жестокими самовлюблёнными натурами, готовыми ради собственного успеха поступиться совестью и честью. (12)Отыскав в человеке его слабое место, они стараются совершить удар по его самолюбию, преднамеренно обидеть его. (13)Но стоит ли держать зло на таких людей? (14)Всем нам, конечно же, сгоряча кажется, что просто необходимо отомстить нашим обидчикам. (15)Но чего мы в результате этого добьёмся? (16)Обострения противоречий – только и всего. (17)Разве приятно жить в постоянной обиде на кого-либо? (18)Вы избегаете общения с этим человеком, но при этом получается так, что ваша обида обернётся против вас самих же. (19)В итоге, если один не уступит другому, эта история может плачевно закончиться. (20)Ошибки, которые можно было бы и простить, могут стать причиной более серьёзных противоречий. (21)Обычное непонимание людей нередко становится причиной обмана, оскорбления, унижения, предательства или даже преступления. (22)Своими обидами, направленными на то, чтобы причинить душевную боль человеку, люди на самом деле показывают свою слабость и бессилие: тот, кому дорога каждая минута его жизни, не станет терять время попусту, готовя очередные подлости и пакости. (23)Главное в жизни – не поддаваться обидам и принимать себя таким, какой ты есть, ведь каждый из нас сам по себе уникален и своеобразен. (24)Каждая обида – это своеобразное испытание судьбы на прочность. (25)Если человек сумеет простить, значит, он смог выдержать это нелёгкое испытание и показать своё моральное превосходство. (26)Все мы на определённом этапе своей жизни можем причинить боль кому-либо, все мы ждём прощения и понимания. (27)Так давайте же избавимся и от собственных обид и всё-таки примем этот непростой закон, ведь именно научившись прощать, мы сумеем решить многие наши проблемы и сумеем достойно прожить нашу жизнь.

(Д. С. Лихачев)

Задания А1–А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания А1–А7 обведите кружком.

A1 Почему автор считает, что обида – это «испытание судьбы на прочность»?

1) Потому что каждая обида оставляет на теле шрам.

2) Потому что обиженный человек способен сжечь ваш дом.

3) Потому что, простив обиду, человек доказывает своё превосходство.

4) Потому что за все обиды нужно мстить.

A2 В каком предложении автор даёт определение тому, что в жизни является самым важным?

1) 3.

2) 14.

3) 23.

4) 27.

A3 Какие предложения содержат информацию о замысле автора?

1) 3, 5, 27.

2) 3, 5, 14.

3) 3, 12, 27.

4) 5, 12, 14.

A4 В каком предложении используются контекстуальные антонимы?

1) 1.

2) 4.

3) 11.

4) 22.

A5 Какое значение имеет слово перебороть в прочитанном тексте (предложение 4)?

1) Победить в схватке.

2) Смириться, заглушить желание сделать что-либо.

3) Отречься навсегда.

4) Пережить.

A6 Каким членом предложения является слово тот в предложении 22?

1) подлежащее.

2) сказуемое.

3) не является членом предложения, так как это предлог.

4) дополнение.

A7 Какое средство речевой выразительности использовано автором в предложениях 12–17?

1) синтаксический параллелизм.

2) риторическое восклицание.

3) риторический вопрос.

4) сравнение.

Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1 Замените слово сумеет из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием).

В2 Из предложений 20–22 выпишите слова, правописание согласной в корне которых определяется правилом: «Парные звонкие согласные в корне оглушаются, если после них стоит глухая согласная».

В3 Из предложений 25–27 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «Приставка НЕ с прилагательными пишется слитно, если можно подобрать синоним без НЕ».

В4 Из предложений 22–24 выпишите причастие, написание которого определяется правилом: «Причастия, образованные от глаголов совершенного вида с приставкой, пишутся с двумя буквами НН».

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном обстоятельстве.

Отыскав в человеке его слабое место,(1) они стараются совершить удар по его самолюбию,(2) преднамеренно обидеть его.

В6 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Вы избегаете общения с этим человеком,(1) но при этом получается так,(2) что ваша обида обернётся против вас самих же.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Люди,(1) которых он некогда уважал,(2) которым он доверял,(3) могут оказаться лицемерными и жестокими самовлюбленными натурами,(4) готовыми ради собственного успеха поступиться совестью и честью.

В8 Замените словосочетание обострения противоречий (предложение 16), построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите его.

В9 Выпишите грамматическую основу предложения 21.

В10 Среди предложений 14–21 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

В11 Среди предложений 11–21 найдите предложение(-я) с обособленным определением. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

В12 Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

В13 В каком из перечисленных предложений текста одна из частей соединяется с другой бессоюзной связью.

1) 1.

2) 22.

3) 25.

4) 27.

В14 Среди предложений 23–27 найдите побудительное предложение.

Примечание. В разработке тестовых заданий принимала участие обучающаяся 9 А класса МОУ СОШ № 49 с углубленным изучением предметов гуманитарного и технического профилей г. Волгограда Даниленко Мария.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно деление текста-рассуждения на тезис, доказательство и вывод?».

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Д. С. Лихачева.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции выделения микротем.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл